Pages Menu Запорожский областной благотворительный фонд «Гендер Зед»
TwitterRssFacebook
Categories Menu

27.11.2016

Армения и Беларусь должны выполнить рекомендации ООН по соблюдению прав женщин

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) опубликовал свои выводы, официально именуемые заключительными замечаниями, о соблюдении прав женщин в 11 странах – Аргентине, Армении, Бангладеш, Беларуси, Королевстве Бутан, Бурунди, Канаде, Эстонии, Гондурасе, Нидерландах и Швейцарии –  официальные отчеты которых Комитет рассматривал во время минувшей сессии с 24 октября по 18 ноября 2016 года в Женеве. КЛДЖ принял во внимание и альтернативные отчеты членской организации FIDH Антидискриминационного центра «Мемориал», подготовленные в сотрудничестве с Институтом гражданского общества (Армения) и при поддержке Центра «Ее права» (Беларусь).  Об этом пишет MAKEOUT.

В обоих отчетах, среди прочего, говорится о дискриминации женщин в сфере труда: и в Армении, и в Беларуси женщины лишены возможности работать по профессиям, признанным «вредными» для их репродуктивного здоровья. Приняв во внимание рекомендации авторов альтернативных отчетов, Комитет обязал Армению отменить «список профессий, опасных для женщин».

Стефания Кулаева, глава АДЦ «Мемориал», заявила: «Мы удовлетворены рекомендацией Комитета об отмене дискриминационных норм, лишающих женщин в Армении права на свободный выбор профессий, по которым они получают образование, рассчитывая на карьерный рост и высокий заработок. Хотя мы убеждены, что список запрещенных профессий должен быть полностью отменен, но и выполнение рекомендации КЛДЖ ООН по серьезному пересмотру и сокращению этого списка в Беларуси — стало бы важным шагом на пути преодоления дискриминации женщин в этой стране».

Аналогичные рекомендации КЛДЖ недавно уже выносил ряду стран, постановив, что списки запрещенных для женщин профессий дискриминационны, – это прямое следствие стереотипа, приписывающего женщинам лишь роль матери. В марте 2016 года КЛДЖ опубликовал решение по жалобе судоводительницы Светланы Медведевой, поданной в Комитет при поддержке АДЦ «Мемориал», в котором призвал Российскую Федерацию предоставить заявительнице «соответствующее возмещение и адекватную компенсацию» и «немедленный доступ к профессии, по которой она получила образование».

АДЦ «Мемориал» и FIDH приветствуют также рекомендации, адресованные обеим странам, криминализовать язык вражды и преступления на почве ненависти к женщинам-ЛБТ. ЛГБТИ-организации сообщили о 45 преступлениях на почве ненависти, совершенных в Армении в отношении представителей ЛБТИ в 2015 году, хотя эксперты считают, что таких преступлений было совершено гораздо больше. Димитрис Христопулос, президент FIDH, сказал: «Устранение насилия и дискриминации против женщин, в том числе против женщин-представительниц ЛБТИ, требует выработки властями подробного плана действий. Выполнение Арменией и Беларусью рекоммендаций КЛДЖ должно стать первым шагом к такому плану».

Армении были даны важные рекомендации и по соблюдению прав женщин, принадлежащих к уязвимым группам, – женщинам из этнических меньшинств и женщинам, затронутым миграцией. В тяжелом положении оказываются жительницы сельской местности: они находятся в зависимости от заработков мужчин – трудовых мигрантов. Представительницы этнических меньшинств часто не имеют равного доступа к правосудию, образованию, здравоохранению и социальной защите.

FIDH и ее членские и партнерские организации, впрочем, разочарованы тем, что Комитет не придал должного значения нарушениям прав ромских женщин в Беларуси и не вынес соответствующей рекомендации.

Заключительные замечания КЛДЖ о соблюдении прав женщин

КЛДЖ состоит из 23 независимых международных экспертов, которые оценивают выполнение Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, ратифицированной 189 странами.

Альтернативные отчеты:

Дискриминация женщин из уязвимых групп в Армении

Дискриминация женщин Беларуси в трудовой сфере

Рекомендации по итогам 8 отчета Комитета по Ликвидации Дискриминации в Отношении Женщин

Гендерное насилие в отношении женщин

22. Комитет с озабоченностью отмечает увеличение распространенности гендерного насилия в отношении женщин, включая сексуальное и психологическое насилие, а также:

(а) Отсутствие законодательных норм, которые криминализируют именно ответственность за насилие по признаку гендера, включая домашнее насилие и изнасилование в браке;
(b) Документированное участившееся воздействие на политически активных женщин через применение физического насилия со стороны полиции/правоохранительных органов;
© Требование наличия письменного согласия потерпевшей/-его на выдачу охранного ордера с выселением обидчика –партнера либо члена семьи из жилища потерпевшей согласно Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
(d) нежелание со стороны большинства женщин, ставших жертвами насилия, искать помощь и/или сообщать об инцидентах в полицию, из-за страха мести, стигматизации, унижения, отсутствие осведомленности о доступных услугах или отсутствия альтернативного жилья;
(e) риск для женщин, которые подвергаются насилию в семье, быть лишенными родительских прав, так как их семья может быть воспринята как «семья в социально-опасном положении» с помещением детей в государственные учреждения;
(f) отсутствие должным образом оборудованных кризисных комнат, предлагающих долгосрочное пребывание для пострадавших от домашнего насилия.

23. Принимая к сведению разработку закона о предотвращении насилия в семье, который основывается на положениях Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция), Комитет обращается к Цели устойчивого развития 5.2 — ликвидировать все формы насилия в отношении всех женщин и девочек в публичной и частной сферах, включая торговлю людьми и сексуальную и иные формы эксплуатации в том числе торговли и сексуальной и других видов эксплуатации, — и рекомендует государствам-членам активизировать свои усилия по ускорению завершения и принятия проекта закона, удостоверившись, что закон обеспечивает криминализацию всех форм гендерного насилия в отношении женщины и предоставляет жертвам возможность получения немедленной защиты и долгосрочной реабилитации.

Кроме того, Комитет рекомендует государству-участнику:

(a) принять законодательство, в частности, уголовную ответственность за насилие по гендерному признаку, включая изнасилование в браке;
(b) принять меры по присоединению к Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция)
© Увеличить число кризисных комнат и обеспечить наличие достаточного количества приютов по всей территории государства-члена для долгосрочного пребывания жертв насилия в семье и их детей;
(d) принять необходимые поправки в законодательство, чтобы гарантировать, что устное согласие жертва является достаточным для выдачи охранного ордера;
(e) поощрять женщин-жертв домашнего насилия сообщают о случаях насилия и гарантировать, что они ни при каких обстоятельствах не будут вынуждены жить со своим мужем или партнером-агрессором во время процедуры развода или раздельном проживании, и вместе с их детьми обеспечены доступным альтернативным жильем;
(f) обеспечить обязательное обучение судей, прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в особенности, сотрудников полиции, Конвенции, юридических полномочиях Комитета в соответствии с Факультативным протоколом и его общей рекомендации № 19 (1992), касающейся насилия в отношении женщин и учитывающей гендерные аспекты в расследовании предполагаемых случае насилия по гендерному признаку в отношении женщин;
(g) обеспечить обязательную подготовку и принятие кодексов поведения для сотрудников полиции с учетом гендерных аспектов и обеспечить возможность для женщины, ставших жертвами насилия со стороны полиции имели возможность сообщать об этом и чтобы их слова эффективно расследовались, а виновные были наказаны должным образом; а также
(h) Создать специальный фонд для обеспечения того, чтобы женщины получали адекватную компенсацию в ситуациях, в которых физические или юридические лица, ответственные за нарушения их прав человека не могут или не желают обеспечить такое возмещение.