Pages Menu Запорожский областной благотворительный фонд «Гендер Зед»
TwitterRssFacebook
Categories Menu

06.11.2012

Исследование американских психиатров подтвердило: однополые пары способны воспитывать детей не хуже, чем гетеросексуалы

В октябрьском номере «Американского журнала ортопсихиатрии» опубликовано новое исследование «Могут ли родители геи и лесбиянки способствовать здоровому развитию детей с высокими факторами риска, усыновленным из учреждений опеки над детьми?», которое пополняет базу доказательств о том, что однополые партнеры также эффективны в воспитании детей, как и традиционные гетеросексуальные пары.

В США согласно данным Отдела по здравоохранению и социальным службам (2011) 400,000 детей находятся в системе государственной опеки; при этом 107,000 детей ждут усыновления. Большинство из этих детей попадают под опеку из-за плохого обращения и пренебрежения со стороны биологических родителей, и, как следствие, имеют психические и физические проблемы со здоровьем (согласно оценкам, показатели психологических проблем среди этих детей варьируют от 29% до 96%). Усыновление может принести этим детям огромную пользу. Мета-анализ показывает, что у приемных детей показатели IQ выше, чем у их братьев и сестер или сверстников, которые не были усыновлены. Усыновление также связано с лучшими психологическими результатами (приспособление, эмоциональная безопасность), чем длительное пребывание в учреждениях опеки. Психологи Джастин Ловнер, Джилл Вотерман и Летиция Энн Пиплау из Университета Калифорнии решили сравнить уровни развития детей в приемных семьях, где в качестве родителей выступают гомо- и гетеросексуальные партнеры.

Исследователи изучали интернализованные и экстернализованные поведенческие проблемы детей на 2, 12 и 14 месяц после усыновления; сравнивали средние уровни изменения поведения в каждый временной промежуток; изучали когнитивное развитие со временем. «Таким образом, мы напрямую анализировали, могут ли у приемных родителей геев и лесбиянок (а) сохраняться схожие уровни поведенческих проблем у детей и (б) могут ли они стимулировать когнитивное развитие у детей в сравнении с гетеросексуальными приемными родителями...мы предположили, что со временем дети продемонстрируют схожее когнитивное и поведенческое развитие независимо от сексуальной ориентации своих родителей».

В исследование были приглашены восемьдесят две семьи (60 гетеросексуальных, 15 гомосексуальных и 7 лесбийских, которые себя идентифицировали согласно демографической анкете), которые принимали участие в более широкой программе по адаптации детей и родителей к процессу усыновления (приняты в период 1996 и 2001 годов). Большинство детей были цветными. Большинство приемных родителей (68%) состояли в браке или жили в партнерстве. На момент усыновления средний возраст детей составлял 4 года. Согласно токсикологическому анализу при рождении и отчетам социальных работников и судейских отчетов, у 89% представителей выборки был пренатальный контакт с психотропными средствами, что соответствует идее о том, что дети из общественных систем усыновления имеют особые риски.

Команда психологов оценила фоновые риски. Биологические факторы рисков включали пренатальный (внутриутробный) контакт с наркотическими средствами, осложнения при родах, преждевременные роды и низкий вес при рождении. К рискованным факторам относились более поздний возраст при усыновлении (4 года или старше), количество братьев и сестер (более трех) и жил ли ребенок когда-то с биологической матерью (более рискованно, если да, поскольку это обычно указывает на то, что ребенок какое-то время жил в атмосфере наркоупотребления). Для каждого ребенка был составлен кумулятивный индекс риска, суммирующий эти факторы.

Когнитивное развитие измерялось на 2, 12 и 14 месяцы после усыновления. Каждый ребенок проходил тестирование в соответствии с возрастом. В данном исследовании психологи пользовались двумя подшкалами (психическая и моторная) Шкалы развития детей-II Бэйли (Bayley Scales of Infant Development-II), Шкалой оценки детей Кауфмана (Kaufman Assessment Battery for Children), оценивающей умственные способности, и Шкалой умственного развития IV Стэнфорда-Бинета (Stanford-Binet Intelligence Scale IV), позволяющей оценить вербальные и визуальные способности, абстрактное мышление, память. Контрольный список поведения детей (Child Behavior Checklist) использовался для оценки интернализованных поведенческих проблем (тревога, депрессия, поведения избегания и соматические жалобы) и экстернализованных (агрессивные и делинквентные типы поведения).

Результаты

Для изучения различий в развитии детей со временем в зависимости от типа домохозяйства, исследователи сначала сравнили средние уровни для когнитивного развития, интернализованных и экстернализованных проблем на 2, 12 и 24 месяцы. Интернализованые проблемы были в пределах нормы. Экстернализованные проблемы были повышены, хотя средний уровень был ниже клинически значимой отметки.

Между детьми из домохозяйств, управляемых гетеросексуальными и гомо/лесби партнерами, обнаружено мало отличий. Из 9 сравнений лишь один результат был значимым: у детей в гомо/лесби домохозяйствах дети имели значительно меньше интернализованных проблем при первой оценке (2 месяца после усыновления). Различий в показателях клинически значимых интернализованных и экстернализованных проблем между двумя типами домохозяйств в каждом из трех временных промежутков не обнаружено.

Проанализировав то, как со временем менялось когнитивное развитие детей, психологи не обнаружили различий между детьми в обоих домохозяйствах. В среднем, дети показали значительной прогресс в развитии и сохраняли стабильные уровни интернализованных и экстернализованных проблем, которые были ниже клинической отметки.

И напоследок, психологи исследовали разницу в общем фоновом риске. Дети в гомо/лесби домохозяйствах имели значительно больше факторов риска на момент усыновления, чем дети в гетеросексуальных домохозяйствах. Также гей и лесби родители значительно чаще усыновляли ребенка с иной этнической принадлежностью, чем это делали гетеросексуальные родители (73% против 43%).

Некоторые выводы авторов:

«...пожалуй, самым важным следствием наших открытий является то, что в среднем, дети, как в гетеросексуальных, так и гомо/лесби домохозяйствах достигли значительного прироста в своем когнитивном развитии и сохранили стабильные уровни поведенческих проблем, которые были клинически незначимы в первые 2 года после усыновления. В эпоху, когда тысячи опекаемых детей испытывают дефицит в стабильных, приемных домах, а озабоченность пригодностью геев и лесбиянок в качестве приемных родителей ограничивает пул потенциальных родителей, эти данные указывают на то, что родители геи и лесбиянки могут способствовать здоровому когнитивному и эмоциональному развитию в высоко рискованной группе населения точно так же, как и гетеросексуальные родители.

Другое интересное открытие состоит в том, что родители геи и лесбиянки намного чаще, чем гетеросексуальные родители, имели ребенка с более высокими уровнями фонового риска и другой национальности... Эти открытия расширяют предыдущие исследования, которые говорят о том, что родители геи и лесбиянки особенно склонны усыновлять через многонациональную призму и усыновлять детей со специальными потребностями, и уделяют внимание множественным источникам многообразия, часто представленных в этих семьях. В связи с тем, что дети, воспитываемые родителями геями и лесбиянками, чаще имеют множественные идентичности (например, афроамериканец, приемный ребенок мамы-лесбиянки или ребенок с проблемами с обучением), важно понимать, как со временем эти множественные идентичности пересекаются и взаимодействуют, чтобы оказывать влияние. Эти открытия также требуют ответа на вопрос, почему родители геи и лесбиянки воспитывают детей, которые имеют больше факторов риска. Один из вероятных ответов заключается в том, что родители геи и лесбиянки просто более открыты к многообразию во всех его формах и, таким образом, готовы брать детей с более высокими уровнями фонового риска, и тех, кто отличается по этнической принадлежности... Мы надеемся, что будущие исследования расширят эти результаты через изучение функционирования детей во многих сферах, связанных с развитием, чтобы предоставить лучшее понимание жизней и потребностей родителей геев и лесбиянок и их приемных детей.

Источник

Перевел Юрий Саранков