Pages Menu Запорожский областной благотворительный фонд «Гендер Зед»
TwitterRssFacebook
Categories Menu

07.07.2016

Отсутствие отца не влияет на развитие детей, зачатых с помощью донора

Количество детей, рожденных с помощью доноров спермы и искусственного оплодотворения, увеличивается, но о том, как они растут и развиваются, почти ничего не известно. Кембриджские ученые провели исследование, результаты которого представили на 32-м ежегодном слёте Европейского общества репродукции и эмбриологии человека в Хельсинки, пишет Wonder.

Исследователи сравнили 51 семью с единственным родителем — матерью и 52 семьи с двумя родителями разного пола, в которых воспитывался хотя бы один ребёнок от 4 до 9 лет, зачатый с помощью донора или искусственного оплодотворения. Участвующие семьи были подобраны с учетом возраста и пола ребенка и других демографических факторов, включая уровень образования матери. Обязательным условием для участия было оплодотворение с помощью донорской спермы, подразумевающее спланированное решение матери рожать и воспитывать ребенка самостоятельно.

Матери в обеих группах ответили на вопросы стандартизированных анкет про детей, их воспитание и испытываемый стресс. Кроме того, одиноких матерей спрашивали, что думают их дети по поводу отсутствия отца и было ли это темой семейного обсуждения.

В результате никаких существенных различий между детьми найдено не было, но у одиноких матерей был выше уровень материальных трудностей и стресса в процессе ухода за ребенком и его воспитания. Кроме того, одинокие матери сообщили, что их дети испытывают нейтральные (39 %) или смешанные (28 %) чувства по поводу отсутствия отца, хотя качественный анализ отчётов матерей показал, что разговоры об отце были характерной чертой их семейной жизни.

Также 47 детей, растущих без отца, согласились дать интервью. Им были заданы вопросы о семейной жизни и дружбе. 38 % детей выразили желание минимально изменить свою жизнь, а 51 % — оставить всё без изменений. Дети в основном (59 %) сообщили о высоком (19 %) или очень высоком (40 %) уровне удовлетворения учебой в школе. Все сообщили, что у них есть по крайней мере один друг, и у большинства (51 %) есть пять или более друзей. 63 % не дразнили в школе, или дразнили редко (34 %).

«В целом наши результаты позволяют предположить, что на развитие и адаптацию детей в обществе влияют не наличие отца или способ зачатия, а качество воспитания детей и позитивные отношения „родитель — ребенок“. Таким образом, наши данные перекликаются с тем, что мы уже знаем о детерминантах психологической адаптации детей в других типах семьи», — заявил один из исследователей.