Грузинские депутаты утвердили в третьем и последнем чтении законопроект “Об искоренении всех форм дискриминации”, который на стадии обсуждения стал объектом критики со стороны грузинской православной церкви, сообщает РС ВВС. Представители церкви настаивали на изъятии из законопроекта терминов “сексуальная ориентация” и “гендерная идентичность”.

Согласно законопроекту, его целью является искоренение всех форм дискриминации, чтобы все лица могли пользоваться равными правами, установленными законом, вне зависимости от этнической и социальной принадлежности, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и других признаков.

Антидискриминационный законопроект единогласно поддержали 115 грузинских депутатов – как представители правящей партии, так и оппозиции.

“Я считаю, что парламент Грузии принятием этого законопроекта поддержал общечеловеческие ценности, равноправие людей в этой стране и уважение человеческого достоинства”, – сказала журналистам депутат правящей партии “Грузинская мечта” Тамар Кордзаия.

В пояснительной записи к законопроекту указано, что принятие Грузией всеобъемлющего антидискриминационного закона является одним из обязательств, предусмотренных в плане действий по либерализации визового режима с Евросоюзом.

Однако в последние дней в Тбилиси и перед зданием парламента в Кутаиси представители духовенства и часть верующих проводили акции протеста против принятия законопроекта.

Согласно законопроекту, народный защитник Грузии (так в этой стране называется должность омбудсмена) уполномочен изучать случаи дискриминации как по собственной инициативе, так и на основании поступления жалобы.

Он старается урегулировать вопрос между сторонами, а если такая попытка безуспешна – направляет рекомендацию в административный орган. Если она не учтена, обмудсмен вправе передать дело в суд.

Грузинская православная церковь, которую считают одним из самых авторитетных институтов в стране, выступила с критикой законопроекта после принятия его в первом чтении.

Представители духовенства требовали отложить принятие документа.

“Просим правительство не допускать пропаганды разврата!”, “Защитите святость и нравственность семьи!” – с такими лозунгами представители духовенства вместе с верующими проводили акции, выступая против принятия антидискриминационного законодательства в предложенной форме.

Некоторые из собравшихся на акции у здания бывшего парламента в Тбилиси признавались, что не знают точного содержания законопроекта, но выражали уверенность, что принятие такого законопроекта станет “легализацией безнравственности и греха”.

“Я не юрист, но я здесь, потому что я против того, чтобы было узаконена безнравственность”, – объяснила Би-би-си одна из участниц акции у здания бывшего парламента в Тбилиси Марина.

“Как может быть все допущено! Если я скажу, что наркомания и алкоголизм – это грех, что из-за этого меня надо наказывать? То же самое и в этом случае”, – возмущается ещё один противник антидискриминационного закона Эри Гулбани.

После заявления патриархии правящая партия провела встречи с представителями духовенства. Законопроект претерпел некоторые изменения, однако требования “сексуальная ориентация” и “гендерная идентичность” в нем остались.

Накануне голосования в парламенте патриархия уточнила, что даже после изменений антидискриминационный законопроект остался неприемлемым для церкви.

Согласно позиции патриархии, возможности проанализировать новый вариант законопроекта у них не было, и измененная версия требует более серьезного изучения.

Против принятия законопроекта также выступили представители непарламентской оппозиции.

Между тем грузинские депутаты уверяли, что в содержании законопроекта нет ничего, что противоречило бы христианским ценностям и морали, а термин “сексуальная ориентация” не нововведение и встречается в грузинском законодательстве ещё с 1997 года.

“В этом законе нет ничего против патриархии, православной церкви или в целом против тех фундаментальных ценностей, на которых основано православие, – заявила депутат Манана Кобахидзе. – Наоборот, мы говорим, что этот закон против унижения, против любого насилия и дискриминации”.

Комментируя законопроект, председатель парламента Давид Усупашвили отметил, что Грузия должна принимать решения, которые приняты в цивилизованном мире, а не оставаться “с нецивилизованным миром вместе с Россией”.

“Вопрос стоит так: идем ли мы в Европу и признаем, что мы не должны преследовать человека с палкой, не должны выгонять с работы, если мы не разделяем его взгляды и правила жизни, – или остаемся в России, где возможно выгнать из города людей, которые тебе не нравятся, не пустить в магазин тех людей, которые тебе не нравятся, и вообще пойти и захватить чужую территорию, если та территория тебе нравится”, – заявил Усупашвили.

В поддержку принятия антидискриминационного закона выступили и депутаты находящегося в оппозиции Национального движения, которые, однако, отмечали, что законопроект не обеспечивает достаточных механизмов для защиты от дискриминации.

Ранее часть неправительственных и религиозных организаций заявили, что инициированный правительством законопроект не предусматривал эффективных механизмов для искоренения дискриминации и отличался от модели, над которой работал неправительственный сектор в сотрудничестве с министерством юстиции Грузии.

Но некоторые эксперты отмечают, что сам факт принятия антидискриминационного законопроекта в Грузии, где высок авторитет православной церкви, несмотря на все его недостатки, уже можно считать довольно смелым шагом со стороны парламента.

По словам правозащитников, с дискриминацией в Грузии сталкиваются не только представители ЛГБТ-сообщества, но и других меньшинств.

При этом вопрос о правах ЛГБТ вызывает в Грузии особые волнения и агрессию со стороны части общественности.
Согласно отчету народного защитника Грузии, преступления, совершенные на почве ненависти к ЛГБТ и организациям, защищающим их права, участились в 2013 году.

17 мая прошлого года попытка нескольких организаций отметить международный день борьбы с гомофобией привела к нападению на них активистов разъяренной толпы.

Участники ответной акции, среди которых были духовные лица, нападали на автобусы, на которых правоохранительные органы пытались вывезти гей-активистов и тех, кто решил выразить им солидарность в этот день.

По словам юриста Нино Болквадзе из организации Идентоба, которая защищает права ЛГБТ, как правило, если дело касается ЛГБТ лиц, со стороны правоохранительных органов нет адекватного реагирования.

“Статистика очень плачевная, – говорит Болквадзе.- Это и случаи словесного, экономического и физического насилия в семье. Другой тип насилия – это когда увольняют с работы только на основе ориентации или гендерной идентичности.

Популярное преступление – это, конечно, физическое насилие, как со стороны близких, так и со стороны абсолютно незнакомых людей, которые могут на улице, например, поджечь волосы. Они не видны, потому что нет обращений, а обращений нет, потому что нет должного реагирования”.