Первый Криворожский продолжает проект «жизнь ЧЕ», в котором рассказывает нелегкие жизненные истории простых криворожан.

Рядом с нами живут люди, которые чуть больше нуждаются во внимании, помощи и понимании окружающих. Люди с инвалидностью, со сложными медецинскими диагнозами, непростыми судьбами. Они среди нас, но часто общество закрывает глаза на таких людей.

Сегодня мы познакомим вас с жизнерадостным 17-летним Егором Пасько. Он ВИЧ-положителен.

В детстве мальчик начал сильно болеть. В больнице ему поставили предварительный диагноз – лимфаденопатия (увеличение лимфатических узлов, – прим. авт.). Однако, для того, чтобы определить болезнь, мальчика отправили сдать тест на ВИЧ. Его отца попросили тоже сделать анализ. У обоих нашли вирус иммунодефицита.

В 13 лет Егор узнал, что у него ВИЧ.

Сейчас Егор сирота. Инфекция ослабила организм его отца, который умер от рака. Матери тоже не стало. Подросток живет с бабушками.

«С бабушками жить круто. Холодильник открываешь и «оп», всегда есть что покушать», – смеется Егор.

Подросток легко и открыто говорит, что ВИЧ-положителен.

«Это не такая страшная болезнь. Ее не нужно боятся ни положительным людям, ни их окружению. Бабушка не хочет, чтобы я показывал лицо. Однако, я всегда говорю, что те, кто боятся людей с инфекцией – они не образованы, и не знают, что такое ВИЧ. Бояться этой болезни – глупо», – рассказывает Егор.

Подросток говорит, что, к сожалению, из-за этого незнания и непонимания окружения, многих людей с ВИЧ дискриминируют, обижают, обзывают, а значит – боятся.

У Егора таких проблем не было. Все его друзья приняли это нормально.

«Как дружили, так и дружим. Классная руководитель меня поддержала, поставила воспитательную работу в классе так, чтобы все поняли, что мой статус – не опасен. Я ей благодарен», – делится Егор.

Он добавляет, что нужно, чтобы в школах проводили работу, рассказывали детям о ВИЧ, тогда не будет такого непонимания и неприятия.

ВИЧ – не приговор. Егор увлекается музыкой, играет на гитаре. К тому же он самоучка. Танцует брейк-данс, сейчас готовится к ЗНО. Мечтает быть журналистом и активно занимается волонтерской деятельностью в молодежном проекте Teenergizer.

Этот проект создали подростки для подростков. Здесь молодежь поддерживает не только ВИЧ-положительных ребят, но и просто помогает в различных ситуациях всем подросткам, которые в этом нуждаются.

Егор говорит, что даже простое общение с подростками, у которых ВИЧ, может существенно им помочь: «Главное, чтобы такие дети, подростки не замыкались в себе. Очень трудно осознать свой статус».

На учете в Кривом Роге стоят около 400 ВИЧ-положительных детей и подростков. По словам Егора, медики и доктора в городе с заботой относятся к пациентам. Но не все так хорошо, как кажется.

Сейчас Егор ходит по больницам и проверяет наличие центров тестирования и центров консультаций для ВИЧ-положительных людей. Всего должно быть около 50 центров. Однако не во всех больницах они есть. В некоторых даже не знают о том, что такие центры должны быть.

«Где должны быть такие центры – их нет. Работают они тоже неправильно. В некоторых центрах требуют паспорт – это является грубейшим нарушением прав. Человек может сделать тест анонимно. Тесты должны проводиться бесплатно. Обязательным есть соблюдение дотестовой и послетестовой консультации.

Сейчас я проверяю все больницы на соблюдение всех правил. А потом сделаю карту, где обозначу все работающие центры, чтобы каждый подросток мог знать, где можно сделать тест на ВИЧ», – объясняет Егор.

Для детей и подростков с ВИЧ также работают специальные лагеря, созданные американской организацией Корпус мира. Здесь ребята могут получить поддержку, помощь, познакомится с новыми друзьями. Волонтеры из разных стран мира приезжают в такие лагеря, чтобы помочь подросткам адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам и отвлечься от мыслей о их статусе.

Егор также говорит о важности приема терапии. «Некоторые дети не хотят ее пить. Но принимать ее нужно. Она помогает, поддерживает иммунитет. Помимо этого, советую каждому подростку пройти тест на ВИЧ. Чтобы не получилось как у меня», – рекомендует парень.

А мечтает Егор о самом простом. О семье и ребенке. Одном – для начала.