Совсем недавно я вернулась домой из  Латвии, где проходил Baltic Pride 2012. И по возвращении меня одолевает странное чувство неоднозначности происходящего. Казалось бы, все в порядке, но в то же время явно не так, как должно было быть. Гуляя по Риге, мы с коллегой то и дело находили места, до боли напоминавшие Украину — только в какой-то альтернативной реальности — чистой, спокойной и доброжелательной.

Сам прайд также прошел в постоянном мысленном сравнении и сравнивать было с чем — за две недели до Baltic Pride 2012 было сорвано шествие Kiev Pride 2012. Завершился несостоявшийся киевский прайд в полном соответствии уровню своей страны. На двух организаторов налетели десять националистов в масках и с газовыми баллончиками. Избив парней, они гордо заявили о том, что спасли город от извращенцев и удалились, скандируя «Героям Слава» в свою честь.

Коллеги из других стран спрашивали меня о том, как обстоят дела с правами человека в Украине. «Плохо» — отвечала я, думая о том, как мало прав действительно осталось у украинцев в собственной стране. Мне, глядя на то, как жители Риги спокойно реагируют на шествие, было тяжело поверить, что в Украине, вроде бы такой же части Европы, возможны жуткие вещи, происходящие буквально ежедневно. Многие латыши улыбаются, некоторые — нет, но в их глазах нет той истовой ненависти, присутствующей в глазах украинских бабушек, которые, вооружившись крестами, шли в Киеве противостоять исчадиям зла. И даже две группы протестующих, которые попались нам по пути, протестовали мирно и цивилизованно.

И позвольте вам описать, что собой представлял сам прайд. Это было не карнавальное шествие — просто колонна людей, как на первомайских митингах, только с радужными флагами и транспарантами, на которых было написано: «Права человека – моя гордость!», «Мы хотим не революции, а резолюции», «Мы все разные». Шли под музыку, пританцовывая и скандируя «Права человека — моя гордость!». Потом люди вошли в парк, где на сцене выступили несколько европейских политиков, посол США и музыкальная группа. И это все!  Никакой, представьте себе, содомии. А по сравнению с нашим «обычным» празднованием дня ВДВ — просто утренник в детском саду. Вот от чего «герои Украины» недавно спасли Киев.

Один друг-гей сказал мне как-то: «Как жаль, что я родился так рано, а не на тридцать лет позже». Теперь мне хочется ему сказать: «Просто не в той стране».