Правозащитники убеждены: дискриминация в Украине — настоящая проблема. Она может коснуться каждого, независимо от пола, возраста или состояния здоровья. Чиновники, напротив, заверяют, что ничего подобного не происходит и нужно сосредоточиться на других, более важных вопросах.
30 января в Киеве жертвы дискриминации встретились, чтобы своими жизненными историями дополнить реальную картину этой проблемы в Украине. World-cafe для журналистов организовал Центр информации о правах человека совместно с Коалицией по противодействию дискриминации при поддержке посольства Великобритании, Программы развития ООН в Украине и Международного фонда «Возрождение».
В Украине не ведется официальная статистка случаев дискриминации. Поэтому чиновники часто утверждают, что не знают о такой проблеме, или приуменьшают ее масштабы. Все данные о количестве пострадавших — это информация, которую собирают общественные организации. Но и они видят не полную картину. Ведь люди, которые столкнулись с этим явлением, обычно стараются это скрыть, потому механизмов защиты от дискриминации в Украине просто нет.
По словам Ирины Федорович, сокоординатора Коалиции по противодействию дискриминации в Украине, принятый в октябре 2012 года закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации» нуждается в кардинальных изменениях.
«Закон, принятый наспех, чтобы продемонстрировать выполнение страной внешнеполитических обязательств, к сожалению, не является сегодня действенной защитой от дискриминации и не устанавливает порядок обжалования дискриминационных действий. Таким образом каждый, кто столкнулся с дискриминацией, просто не имеет возможности отстоять свои права и получить компенсацию », — утверждает она.
Критикуют этот закон не только украинские эксперты: оценка Совета Европы и Европейской Комиссии также была неодобрительной.
В начале октября Министерство юстиции Украины взялось за разработку пакета изменений к этому закону и другим законодательным актам. К сожалению, комментарии представителей общественных организаций и во второй раз не были услышаны и учтены.
Роман Романов, директор программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение», отметил, что очень важно обратить внимание чиновников на конкретных людей, которые страдают от дискриминации, заставить их разработать и принять законодательство, которое решило бы проблему. «Ведь эти случаи не единичны и иллюстрируют ситуацию в целом по Украине» , — добавил он.
Расовая принадлежность, цвет кожи, национальная или этническая принадлежность, пол и гендерная идентичность, возраст, состояние здоровья (в частности, принадлежность к категории людей с ограниченными возможностями / инвалидов, ВИЧ-статус), гражданство (или его отсутствие), семейное положение, социальный статус, род занятий, имущественное положение, место жительства, отношение к религии, конфессиональная и деноминационная принадлежность (принадлежность к религиозным общинам и организациям), философские и политические убеждения, принадлежность к объединениям граждан, принадлежность к определенной социальной группе, уровень образования, сексуальная ориентация, наличие судимости и опыт пребывания в местах лишения свободы, язык общения — вот перечень признаков, по которым могут дискриминировать человека в Украине.
По словам социального психолога Виктора Пушкаря, одной из самых распространенных форм дискриминации в Украине является эйджизм. «В частности, продолжают широко применяться возрастные ограничения при приеме на работу «стариков», начиная от 28-30 лет. В новом законе о занятости предусмотрены преимущественно косметические меры, направленные на сокрытие проблемы, вместо ее решения», — считает эксперт.
В числе тех, кто страдает от дискриминации в Украине, оказываются не только украинские граждане. Дискриминация по признаку гражданства — уже привычна для Украины.
«Усугубляет ситуацию то, что иностранные граждане и гражданки часто становятся жертвами множественной дискриминации — то есть несправедливого ограничения в правах сразу по нескольким признакам, — говорит Максим Буткевич, сокоординатор проекта «Без границ» ОО «Центр Социального Действия». — Иностранное гражданство и юридический статус в Украине, иностранное гражданство и состояние здоровья, иностранное гражданство и цвет кожи — могут привести к кумуляции дискриминационного эффекта. Беженцы, просители убежища и иностранные студенты в Украине могут немало рассказать об этом».
Семь историй о дискриминации:
Ирина и Полина Шухтуевы пострадали от религиозной дискриминации. Представляют католическую общину им. Святого Климентия в г. Севастополе. Уже 20 лет община борется за то, чтобы построить храм или часовню. Однако до сих пор так и не получили разрешения. Костел, который когда-то принадлежал общине, сейчас в собственности города и служит кинотеатром, который фактически не работает.
Снежана Пушкарь и Людмила Лозовая — жертвы дискриминации по признаку возраста (ейджизму). Бизнес-тренер и пиар-менеджер с большим опытом работы столкнулись с проблемой, когда возраст для работодателя имеет первостепенное значение. «Слишком молода» и «недостаточно молода» — это может стать препятствием для поиска работы.
Ирина Сергиенко по собственному опыту знает, что такое гендерная дискриминация. В период беременности ей предложили уволиться по собственному желанию. А когда женщина отказалась это делать, ее заработную плату уменьшили в 10 раз.
Яна Шевеленко , мама 11-летнего ребенка с особыми потребностями — жертва дискриминации в сфере инклюзивного образования. Столкнулась с тем, что в Украине дети с особыми потребностями практически не имеют шансов учиться вместе со здоровыми детьми. Самостоятельно создала инклюзивный лагерь, в котором учатся дети с физическими недостатками и без них.
Дженни Курпен — беженка из Российской Федерации, в связи с событиями 6 мая 2012 на Болотной площади в Москве. Пострадавшая от дискриминации по признаку гражданства. В Украине столкнулась с отказом в предоставлении медицинской помощи и каких-либо социальных гарантий. А также с рядом запретов, среди которых запрет открыть счет в банке.
Олег Лепетюк председатель Харьковской общественной организации незрячих юристов, адвокат: «Люди с инвалидностью постоянно испытывают дискриминацию в разных сферах жизни. Они не могут попасть в культурные учреждения, для них ограничен доступ к медицинскому обслуживанию, к объектам социальной инфрастурктуры и даже в государственные органы. Значительной проблемой является доступ к финансовым услугам: люди с инвалидностью не могут получить ипотеку или даже кредит на бытовую технику. Им их просто не дают, или дают только на дополнительных условиях — при наличии поручителя и т.п».
Елена Шевченко — ее история дискриминации началась в семье. За два часа «каминаута» перед своими родителями она превратилась из умницы, отличницы, чемпионки и примера для других детей в извращенку, больного человека и позор семьи. Елена считает, что это и есть скрытая дискриминация, которая выражается в изменении отношения, дискриминация, которая во многих случаях приводит людей к депрессии и суициду.
Источник: Центр информации о правах человека