19-20 апреля в двух крупных запорожских вузах — ЗНУ и КПУ — прошел тренинг «Расизм и ксенофобия в украинском обществе».  Об актуальной и болезненной социальной проблеме студентам рассказал Максим Буткевич — в прошлом журналист-международник ведущих национальных телеканалов («1+1», «Интер», «СТБ») и  зарубежных СМИ (Украинская Секция BBC, Великобритания), сейчас — социальный активист, координатор проекта «Без границ» общественной организации «Центр Социальное Действие» [1], целью которого является помощь беженцам и мигрантам, попавшим в сложную ситуацию в чужой стране

Тренинг состоял из трех частей с перерывами на кофе-паузы. Во время первой — теоретической — гость предложил студентам ответить на вопрос, что такое же такое, по их мнению, раса и сколько рас они знают. Ответы были разнообразными и противоречивыми. Кто-то отождествлял расы с этносами, кто-то вспоминал сведения из школьной программы, кто-то назвал 3 расы, кто-то 5.  Но самой большой неожиданностью для аудитории стал правильный ответ — рас, как некой стабильной биологической реальности, на самом деле не существует. Это всего лишь условный умозрительный конструкт — теория, которая появилась как обоснование колониальной политики в XVIII веке. В то время рабовладельцы США остро нуждались в научном обосновании существовавшего неравенства, ведь в Конституции было сказано «Все люди равны» и, следовательно, возникал вопрос, как же быть с теми, кто не имел никаких прав и считался собственностью своих хозяев.

Максим Буткевич ознакомил участников тренинга с «Заявлением о «расе» Американской антропологической ассоциации, в котором раскрывается совеременный научный взгляд на проблему:

«Понятие «расы» было социальным механизмом, изобретенным для описания народностей, собранных вместе в колониальной Америке (английских и других европейских поселенцев; завоеванных индейских народов; народов Африки, привезенных в качестве рабской рабочей силы). Оно было выстроено в соответствии с древней концепцией о Великой Цепи Бытия, которая размещала естественные категории в иерархическом порядке, установленном Богом или природой и вобрало в себя набирающую силу идеологию неравенства, которая должна была рационализировать европейское отношение и обращение с колонизированными и порабощенными народами. Сторонники рабства, в частности – на протяжении XIX века, использовали понятие «расы» для сохранения рабства. Эта идеология преувеличивала различия между европейцами, африканцами и индейцами, устанавливая жесткую иерархию социально изолированных категорий. Она подчеркивала и укрепляла неравное положение и различия в статусе, объясняя, что неравенство было естественным, либо установленным Богом. Отличные физические черты афроамериканцев и индейцев стали клеймом, символами их статусных отличий.

Разобравшись с тем, что такое «раса», участники тренинга перешли рассмотрению феномена расизма — идеологии, утверждающей, что представители разных «рас», выделяемые по происхождению и внешним характеристикам,  DSC_0302обладают неким стабильным набором качеств — физических, личностных и культурных, которые якобы влияют на их поведение и социальное положение и могут служить обоснованием утвержденного на государственном уровне социального неравенства, насилия и даже геноцида. Яркими примерами практического применения такой идеологии была, в частности, печально известная система «расовой гигиены» Третьего Рейха и система Аппартеида в ЮАР.

Следующая часть тренинга была посвящена современным видам и проявлениям расизма в Украине. Участники ознакомились с юридической стороной вопроса — узнали, какими законодательными актами регулируются проявления ксенофобии и расизма, какое наказание грозит лицам, разжигающим национальную или расовую нетерпимость, а также совершающим преступления на почве ненависти.

Не остался без внимания психологический аспект проблемы — то, что расизм губителен не только для жертв насилия и нетерпимости, но и для носителей  данной идеологии — он дегуманизирует человека, превращая его из уникальной личности в безликого представителя своей «расы» или «рода», осложняя нормальную социальную коммуникацию и адекватное восприятие других людей.

DSC_0303В заключительной части мероприятия участники рассмотрели лексику и высказывания, называемые  «языком вражды», которые, к сожалению, стали настолько обыденным явлением в общественом пространстве, что не вызывают у большинства людей отторжение и возмущение, воспринимаются как нечто нормальное. Участники ознакомились с примерами расистских высказываний публичных политиков и публикациями расистского толка в различных СМИ, касающимися мигрантов или иностранных граждан, проживающих в Украине.

Максим Буткевич подчеркнул, что такие публикации являются в первую очередь признаком непрофессионализма журналистов и  призвал студентов, которые в будущем сами будут участвовать в формировании общественного мнения, избегать подобного подхода и подходить к освещению той или иной проблемы всесторонне и объективно.

Тренинги в обоих вузах были организованы и проведены Запорожским областным благотворительным фондом «Гендер Зед» при поддержке Предствительства Фонда им. Гайнриха Бёлля в Украине.

  1. Проект «Без границ»  возник первоначально в виде Инициативы «Без границ», в 2006 году — как ответ гражданских активистов на незаконную экстрадицию одиннадцати искателей убежища из Узбекистана, оформленную в виде депортации. Инициатива была направлена преимущественно на проведение уличных акций протеста; ее активистов интересовали, прежде всего, темы поддержки права на свободу передвижения, поддержки и защиты искателей убежища и беженцев в Украине, а также противодействия ксенофобии и расизму в украинском обществе.